Версия сайта для слабовидящих
 
       
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 


ДОСТИЖЕНИЯ.РФ

ОБЪЯСНЯЕМ.РФ

ОАТОС

Опрос об эффективности ОМСУ

Поиск по сайту

Главное меню

Главная
Устав города
Администрация
Совет народных депутатов
Административно-правовое хозяйственное управление
Сведения о полномочиях органа местного самоуправления
Сведения о численности муниципальных служащих ОМСУ, работников муниципальных учреждений
Территориальное общественное самоуправление
Инициатива граждан
Муниципальные аукционы и конкурсы
Муниципальные услуги
Получение государственных или муниципальных услуг в электронной форме
Муниципальный контроль
Муниципальный бюджет
Муниципальные программы
Стратегические инициативы Президента РФ
Прогноз социально-экономического развития
Муниципальная программа "Комфортная городская среда"
Реестр муниципальной собственности МО «Город Петушки»
Газета «Петушки сегодня»
Положение "Об официальном сайте муниципального образования «Город Петушки»"
Карта сайта

Отчёт главы администрации за 2023 год

Памятка по противодействию наркомании

Информация для населения

Генеральный план города (проект)
Схемы города
Карты города
Местные налоги
Налоговая грамотность
Правила и нормы благоустройства
Транспорт
Экология
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Общественные обсуждения
Публичные слушанья
Бюджет для граждан
Об электронных денежных средствах (памятка)
Азбука ЖКХ
Оказание гражданам бесплатной юридической помощи
Программа капитального ремонта многоквартирных домов на 30 лет
Список ранее учтенных земельных участков
Список земельных участков под многоквартирными жилыми домами, поставленных на кадастровый учет
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
В помощь погорельцам (памятка)
Городская статистика
Социальные выплаты
Обеспечение жильем молодых семей
Перечень сформированных земельных участков для ИЖС гражданам, имеющим трех и более детей до 18 лет
"Что нужно знать о коррупции" (Памятки)
Памятка по борьбе с незаконной игорной деятельностью
О социальных нормах потребления электрической энергии
Материнский капитал нельзя обналичить! ПАМЯТКА

Приложение Дом. Госуслуги

Гепатит в вопросах и ответах

Памятки по АЧС 1

Культура.РФ
Стоп террор

Фонд капремонта

Передача сообщений об отсутствии электроэнергии
  Главная  
 
ВОТ НАЙДЕН ЕЩЁ ОДИН. И НА МГНОВЕНИЕ БЛИЖЕ ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ... Печать E-mail
История этого поиска длилась более пяти лет. В Центральном архиве Министерства обороны РФ исследователем истории авиации во Владимирской области Евгением Агафоновым были найдены документы о происшествии, случившемся 5 июля 1944 года, со схемой места катастрофы и его фотографиями. Евгений недавно выпустил свою книгу, в которой описал все найденные им в архивах случаи авиакатастроф. В мае 2016 года имя Матвея Телицына было увековечено на мемориале в селе Ворша. В январе 2017 года благодаря рязанским журналистам в городе Шилово были найдены племянник и внучатая племянница пилота. Они передали владимирским поисковикам фотографии младшего лейтенанта Телицына, хранившиеся в семейном архиве. Найти давно запаханное место падения Ла-5 владимирские поисковики пытались около трёх лет. За 70 с лишним лет местность возле аэродрома Ундол сильно изменилась. Болотистые пойменные поля подверглись мелиорации, поменялась сеть дорог, исчезли строения, отмеченные на схеме аварийного акта.
Оперативный аэродром Ундол был построен до начала Великой Отечественной войны. На момент начала войны на аэродроме шла подготовка курсантов Егорьевской военной авиационной школы пилотов. С началом войны аэродром постоянно использовался для формирования и тренировки авиационных полков, для перегона материальной части на фронт. В годы войны на аэродроме базировались 813-й, 937-й ИАП; 570-й, 783-й ШАП; 765-й НБАП, 433-й АПДД, 56-е отдельное авиазвено МВО, Высшая офицерская школа воздушного боя.
И вот, наконец, в конце сентября 2019 года увенчалась удачей одна из разведывательных поисковых операций на полях ЗАО «Невский»: в одном месте глубинный металлоискатель показал скопление металлических предметов. Был заложен небольшой шурф, в котором сразу удалось обнаружить фрагменты самолёта. А полноценная поисковая операция началась 12 октября.
12-13 октября прошёл первый этап поисковых работ на месте падения истребителя. В ходе раскопок из воронки с глубины до четырёх метров были частично подняты обломки мотора, конструкций крыльев и фюзеляжа самолёта, а также была подтверждена принадлежность самолёта по номерным деталям. На одной из головок цилиндра мотора поисковики обнаружили номер 8213140, а на фрагменте обшивки самолёта был найден номер 2416. Это соответствует заводским номерам мотора и самолёта из архивных документов ЦАМО РФ. Таким образом, было подтверждено, что этим самолётом управлял слушатель школы младший лейтенант Телицын Матвей Петрович 1920 года рождения из села Берёзово Шиловского района Рязанской области.
В этих поисковых работах участвовали более 60 поисковиков из г. Владимир, Меленковского, Муромского, Судогодского и Петушинского районов Владимирской области, а также родственники лётчика - племянник Александр Телицын и внучатая племянница Марина Долгополова со своими мужем и сыном.
Учитывая то, что при пикировании машина с пилотом ушла на большую глубину, поисковая операция осуществлялась в два этапа: 12-13 октября и 18-19 октября. Останки лётчика были найдены только на четвертый день раскопок.
Трагедия с самолетом Ла-5 под управлением 24-летнего младшего лейтенанта Матвея Телицына произошла около 17 часов 5 июля 1944 года. В этот день в Высшей офицерской школе воздушного боя, базировавшейся на аэродроме Ундол, проходила сдача летчиками госэкзаменов.
«В ходе сдачи экзаменов слушателями выполнялось упражнение №39 программы школы (воздушный бой). Младший лейтенант Телицын в процессе воздушного боя со своим ведущим - младшим лейтенантом Терёхиным снизились до предельно малой высоты 1000-900 метров, установленной для данного упражнения. С аэродрома паре была дана команда на прекращение воздушного боя и наборе высоты 2000 метров, однако пара данную команду не выполнила. Младший лейтенант Терёхин подал команду младшему лейтенанту Телицыну об окончании воздушного боя и заходе на посадку. Телицын после полученной команды сделал резкий поворот вправо с сильным креном и потерей скорости, в результате чего самолёт Ла-5ФН (заводской номер 3921ФН2416) перешёл в штопор и врезался в землю», - описывает обстоятельства случившегося в своей книге «Мы не все вернулись из полета» командир владимирского поискового отряда «Небо Родины» Евгений Агафонов. Падение самолёта Телицына в штопоре с 600-метровой высоты продолжалось не более двух секунд. Упал истребитель на картофельное поле, в болотистую почву клязьменской поймы и ушёл очень глубоко в землю. По этой причине, согласно аварийному акту, составленному после катастрофы, тело лётчика из обломков извлечь не удалось.
Матвей Петрович Телицын родился в 1920 году в селе Берёзово под г. Шилово Рязанской области. Перед войной он, его отец, брат и мачеха проживали в Москве, в Марьиной Роще. В Красной армии Матвей был с 1941 года, окончил с отличием Борисоглебскую ордена Ленина Краснознаменную военную авиационную школу пилотов, с 18 мая 1944 года был слушателем Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС КА на аэродроме «Ундол». На момент гибели имел общий налёт 75 часов 50 минут.
«Техника пилотирования отличная, дисциплинирован. Лётное дело любит, в полётах не устаёт. На данном самолете летает с 25.6.44 г... Лётных происшествий не имел... По знанию теории полёта проверялся инструктором лейтенантом Лысенко. Оценка «хорошо». Применение на практике - «хорошо». Освидетельствование здоровья производилось Борисоглебской школьной комиссией. Состояние здоровья хорошее», - следует из аварийного акта Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС КА.
Что случилось с Матвеем Телицыным, и где он погиб, его родственники не знали. В семье по какой-то причине считали, что он погиб в июле 1944 года, вылетев на самолёте из Тамбова. Отец пилота Пётр Телицын, также участник Великой Отечественной, до своей смерти в 1974 году очень тосковал по сыну. В их родовом доме в Берёзове среди фотографий висел большой рисованный портрет лётчика в военной форме с лейтенантскими погонами.
На второй день раскопок из земли с глубины четырёх метров были подняты фрагменты крыльев бензобака и мотора истребителя. На одном из них был выбит номер двигателя: «8213140», который значился в аварийном акте Ла-5 Матвея Телицына. На другой детали был проставлен номер его истребителя: «2416».
Останки лётчика удалось обнаружить только на четвёртый день раскопок - 19 октября 2019 года - на глубине девяти метров. Чтобы поднять их с такой отметки, понадобился экскаватор, который был предоставлен компанией ООО «Игматэкс». Вместе с лётчиком были подняты фрагменты его одежды, экипировки, лейтенантские погоны, парашют. Из личных вещей были обнаружены: портсигар с восемью папиросами, книга-руководство по обустройству партизанской землянки, топографические карты, свидетельство парашютиста ВВС РККА, расчётная книжка офицерского состава Красной Армии, более 1200 рублей различными купюрами, облигации госзайма, несколько монет, кандидатская карточка ВКПб. На расчётной книжке есть запись, сделанная карандашом: «Телицын Матвей Петрович».
20-21 ноября во Владимирской и Рязанской областях состоялись траурно-мемориальные мероприятия, посвящённые захоронению останков младшего лейтенанта Телицына.
20 ноября в селе Ворша Собинского района Владимирской области прошёл митинг-прощание, на котором присутствовали жители села, поисковики, представители администраций Собинского района и Воршинского сельского поселения.
21 ноября в селе Берёзово Шиловского района Рязанской области прошла церемония захоронения погибшего в 1944 году военного лётчика Матвея Петровича Телицына. На церемонии прощания присутствовали более 50 поисковиков Владимирского и Рязанского отделений "Поискового движения России", глава администрации Шиловского района Владимир Луканцов, юнармейцы, родственники погибшего летчика. На церемонии прощания им передали на вечное хранение фрагменты личных вещей и деталей самолета. Теперь Матвей Петрович Телицын обрёл покой в родной земле.
В Покровской церкви села Берёзово состоялось отпевание лётчика. Обращаясь к собравшимся, настоятель храма иерей Владимир Арзянцев произнёс: «Пока останки солдат не преданы земле согласно православным традициям, души их продолжают воевать. Война действительно не закончится до тех пор, пока мы не похороним наших героев». Из храма процессия проследовала на местный погост, где останки летчика в небольшом саркофаге опустили в землю в «семейном углу» Телицыных. Здесь похоронены дед лётчика, его отец, мачеха, родной брат и многие другие родственники.
«Благодарна всем, кто принял участие в этой истории, - сказала внучатая племянница лётчика Марина Долгополова. - В октябре этого года нас пригласили на раскопки - во Владимирской области поисковики поднимали останки Матвея Телицына и его воздушной машины. На меня это произвело очень сильное впечатление. Семьдесят человек, сменяя друг друга, рыли эту огромную яму. А совсем еще молодые девчонки голыми руками - со щётками в холодной воде отчищали все без исключения найденные детали. Спасибо вам!».

В. ЛАРИН, командир поискового отряда «Возорждение» Петушинского промышленно-гуманитарного колледжа, участник экспедиции.

 
 
 
  © 2009-2024. Официальный сайт администрации города Петушки. Контактный телефон:(49243) 2-11-98, факс (49243) 2-32-09, E-mail: office.petush@mail.ru.  
       
     
Яндекс.Метрика