Интернет - это инструмент или смысл жизни? Как часто в последнее время наше общество задается этим вопросом, желая одним проиллюстрировать безграничный мир возможностей, других оградить от лайковых иллюзий собственной значимости или, напротив, от слепого повиновения «кукловодам» из различных социальных групп.
Сколько лет Интернету, столько лет и нашим дискуссиям. Но время, самый быстрый и бесценный ресурс, делает выбор в пользу Всемирной сети, давая возможность человеку все шире использовать это благо цивилизации. Федеральная служба государственной статистики вносит свою лепту в исследование популярности сети Интернет у россиян. По поручению Правительства ежегодно, начиная с 2014г. во всех субъектах Российской Федерации статистики проводят выборочное наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей далее - ИКТ. В октябре и ноябре 2016 года прошел третий раунд этого наблюдения. Во Владимирской области его участниками стали почти 600 домашних хозяйств и постоянно проживающее в них население в возрасте 15-72 лет. В результате получен информационный ресурс, характеризующий использование ИКТ как домашним хозяйством (д/х), так и его членами. Итоги представлены в виде таблиц с показателями уровня и структуры использования ИКТ. Они подразделены по месту проживания домохозяйства (городская и сельская местность), возрасту, образованию, гендерной принадлежности. Интернет по-владимирски Итоги наблюдения показали определенный прогресс в приобщении населения области к миру информационных технологий. По сравнению с 2014г. доля д/х, имеющих доступ в сеть-Интернет, выросла на 5 процентных пункта и достигла 73% (2014г. - 68% , 2015г. - 69%). Меньше нас показатель (71%) имеют Орловская и Смоленская области. Максимальный показатель у г. Москвы - 89%. У Московской области - 84%, у Липецкой и Курской - по 82%, у Ивановской - 79, у Ярославской и Воронежской областей - по 78% (по России - 81%, по ЦФО - 82%). На 100 человек населения в области приходится 73 пользователя сетью Интернет (2014г. - 67, 2015г. - 70). Зафиксирован рост использования широкополосного доступа в Интернет. Если в 2014г. им пользовалось 61% д/х владимирцев, в 2015г. - 66%, то в 2016г. - уже 70% д/х. Наряду с этим возросла также доля активных пользователей Интернета (не реже одного раза в неделю) в общей численности населения: от 61% в 2014г. до 67% в 2016г. Среди них самыми активными пользователями сети Интернет проявили себя: - молодые люди в возрасте до 30 лет - 34% всех пользователей; - лица в возрасте 30-39 лет - 26%; - в возрасте от 40 до 49 лет - более 19%. Среди жителей старше 60 лет активно пользуются сетью Интернет только 6,5%. Основными причинами, послужившими основанием отказаться от Интернета, владимирцы назвали: - нежелание пользоваться (нет необходимости) - более 19% д/х (по России - 17,5%, по ЦФО - 17%); - недостаток навыков - 5%; - высокие затраты на подключение к сети Интернет - 3%; - по соображениям безопасности - 0,4%. Ранжир популярности устройств для выхода в Интернет Чаще всего для выхода в сеть Интернет владимирцы использовали мобильные телефоны или смартфоны, устройства для чтения электронных книг, КПК - 41%. Настольные (стационарные) компьютеры предпочитали почти 39% населения, такое же число людей (почти 39%) выходили в сеть с помощью нотбуков, нетбуков, почти четверть - включали планшетные компьютеры, через телевизоры (со специальным устройством) входили 3% жителей. Большинство владимирцев использовало сеть Интернет дома, 29% - на работе. Самый высокий показатель выхода в Интернет на рабочем месте у жителей Московской области (45%), самый маленький - у Калужской области (22%). Средний показатель по России - 35%, по ЦФО - 42%. Около 7% владимирцев имели возможность выйти в сеть Интернет по месту учебы (по России - 9%, по ЦФО - 8%), более 11% - делало это у друзей и знакомых. У кого магазин на диване В отличие от соотечественников, у владимирцев онлайн-покупки менее предпочтительны традиционному шопингу. Заказы в интернет-магазинах практиковали 19% жителей области (2014г. - 14%, 2015г.- 17,5%), в то время как средний показатель по России - 23% , по ЦФО - 26%. Среди владимирских почитателей онлайн-шопинга больше женщин - 20% , мужчин - около 18%. Обращает внимание большая разница в степени популярности интернет-торговли у жителей городов и селян 33-региона: 23% против 4%. (2015г. 20% против 7%). Показатель по сельской территории в 4% стал самым низким в ряду аналогичных показателей регионов ЦФО (по России - 13%, по ЦФО - 12%). Электронное общение с учреждениями Наблюдение показало, более половины жителей области (53%) в возрасте 15-72 года взаимодействовало с органами государственной власти и местного самоуправления. Каждый третий при этом задействовал сеть Интернет, используя официальные сайты и порталы государственных и муниципальных услуг, мобильные устройства (телефон, планшет и пр.), электронную почту, терминалы самообслуживания. Из них получение государственной и муниципальной услуги в электронном виде подтвердили 63% (горожане - 69%, селяне - 29%). Например, получали информацию на сайтах, пользовались обратной связью, вели переписку по ЭП, звонили, используя Интернет и т.д. По этому показателю Владимирская область вошла в первую четвертку регионов ЦФО, впереди только Калужская область (69%), г. Москва (65%), Воронежская область (64%). По России средний показатель - 51%, по ЦФО - 57% . Следует отметить, что 33-регион по данному показателю опережает пороговые значения для ежегодного достижения, установленные для регионов в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)». В 2014 г. пороговое значение составляло 35 %, в 2015 г. - 40%, в 2016 г. - 50%, 2017г. - 60%, в 2018 году и последующих - 70%. Показатели нашего региона каждый год были выше: 2014г.- 40%, 2015г.- 46%, 2016г. - 63%. Проанализируем, насколько результативным были эти контакты, какие виды услуг получали наши «продвинутые» пользователи, и как мы выглядим на фоне других регионов ЦФО. Самым распространенным оказалось получение информации через официальные веб-сайты и порталы государственных и муниципальных услуг. Этим занимались более 87% владимирцев. Благодаря такой активности у нас второй результат по ЦФО, впереди только Тверская область с 90% (по России - 67%, по ЦФО - 71%). К сожалению, интерес к продолжению взаимодействия со структурами очень часто покидал наших земляков. В результате: - Запись на прием через Интернет - в обиходе только у 30% жителей региона, использовавших сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг (по России - 51%, по ЦФО - 54%). - Осуществление обязательных платежей (уплата пошлин, налогов, штрафов) в режиме онлайн производило 20% контактирующих (по России - 36%, по ЦФО - 37%). - Скачивание типовых форм для заполнения - 20% (по России - 27%, по ЦФО - 24%); - Заполнение форм и других документов в электронном виде - 15,5% (по России - 24%, по ЦФО - 25%); - Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде (в т.ч. через личный кабинет на портале государственных и муниципальных услуг.) - 10%. Меньше нас этот показатель в округе имеют четыре области: Брянская, Воронежская, Рязанская, Смоленская. Самый высокий показатель освоения навыков использования современных серверов показала Тверская область - 36%. У Липецкой - 29%, у г. Москвы и Московской области - по 24%, у Курской - 20, у Ивановской и Белгородской по 19% (по России и ЦФО - 19,3%). Самыми распространенными причинами отказа от использования сети Интернет при получении государственных и муниципальных услуг для 80% владимирцев стало предпочтение личного визита и персональных контактов. Больше чем у нас населения, уповающего на личные контакты, проживает еще только в Орловской области - 82%, меньше всего - 50% в Тверской области (по России - почти 70%, по ЦФО - более 67%). Около 11% владимирцев признались, что это за них эти операции в сети сделали другие люди, на отсутствие необходимости указали 7%, на недостаточность навыков - 3%. Нет предела совершенству Половина населения Владимирской области удовлетворена качеством предоставленных государственных и муниципальных услуг в электронной форме, 42% настроены более критично, и заявляют только о частичном удовлетворении их качеством. С проблемами при получении государственных услуг через веб-сайты и порталы сталкивалась треть респондентов. Приятное с полезным Самыми распространенными целями использования сети Интернет россияне (данных в региональном разрезе нет) назвали участие в социальных сетях (76%), скачивание фильмов, изображений, музыки, просмотр фильмов и прослушивание музыки (51%), поиск информации о товарах и услугах (44%). Также Интернет используется для телефонных звонков и видеоразговоров (44%), получения знаний и справок на любую тему (41%), для игры в видео- или компьютерные игры/игры для мобильных телефонов или их скачивания (31%) , а также для поиска информации, связанной со здоровьем или услугами в области здравоохранения (27%). Подробнее с итогами ИКТ можно познакомиться на сайте Росстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html. Начальник отдела статистики труда, населения и науки Лючина Ирина Станиславовна, тел. (4922-53-30-69),
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
|